Долгое время в миксерном отделении кислородно-конвертерного цеха АО “АМТ” пытаются решить серьезную проблему, с которой каждую смену сталкиваются работники УЖДТ – машинисты локомотивов.
Проблема машинистов локомотивов, работающих в миксерном отделении на отметке плюс 11, заключается в следующем: когда машинист находится в кабине, он не видит того, что происходит впереди – обзор ему загораживает ковш, толкаемый локомотивом. Для наглядности были сделаны фотографии из кабины, и на них четко видно, что машинист практически ничего не видит даже в зеркала. В отсутствии нормальной видимости выполнять работу приходится «на ощупь». Машинист едет по команде миксерового или ответственного за железнодорожные перевозки представителя конвертерного цеха. Они дают команды на движение: «Вперед!», «Назад!», «Стоп!» и другие, но после занимаются своими делами. А на путях могут в любой момент появиться посторонние предметы или люди, что очень опасно.
— Проблема отсутствия видимости возникла не вчера и не сегодня, — говорит председатель профкома УЖДТ Виктор Панов. – Когда много лет назад я пришел работать в управление, она уже существовала. И точно также, как сейчас, машинист работал в одно лицо, без помощника. Анализируя случаи, произошедшие за много лет, проблема воспринимается еще острее. В миксерном отделении в 2007 году произошел несчастный случай, связанный с ухудшением здоровья. Человек умер на рабочем месте, прямо в кабине локомотива. На тот момент он никуда не двигался. Машинисту стало плохо, и если бы кто-то был рядом и оказал помощь, возможно, человек был бы жив. Можно предполагать последствия, которые могли бы иметь место: если бы машинист умер во время движения, тепловоз мог бы уехать в конвертерный цех и упасть вниз, в технологический проем. Если бы тепловоз двигался назад, в сторону миксера, то уперся бы в стену и повредил ее. И самое страшное — кто-то мог бы попасть под колеса. Поэтому я вышел с предложением, что вместо управляемого машинистом локомотива должен быть электротолкатель, управляемый дистанционно. Такие толкатели применяют в других производствах, например, в доменном. Это намного безопаснее и удобнее.
Также Виктор Панов предложил добавить в штат единицу помощника машиниста. Но руководство УЖДТ не пошло на увеличение штата, пообещав, что в перспективе на локомотивы будут установлены камеры, позволяющие машинистам видеть, что происходит впереди. Забегая вперед, отметим, что камер до сих пор нет.
В 2018 году проблемой занялись более серьезно: была создана комиссия, в которую вошли председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин, директор по охране труда и промбезопасности АО «АМТ» Андрей Маркин, технический инспектор профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков, Виктор Панов, представители УЖДТ и конвертерного цеха. Комиссия выехала на место, после чего согласилась с необходимостью применения электротолкателей и установки видеокамер. Также комиссия постановила, что необходимо искать решения для защиты локомотивов от брызг чугуна. Руководством УЖДТ был отправлен запрос на Людиновский тепловозостроительный завод о возможности модернизации локомотивов и установки защиты от воздействия повышенных температур и выплесков продуктов плавки. Был получен ответ, что выполнить эти работы возможно, но нужны конкретные предложения и требования.
В августе 2018 года состоялось расширенное совещание в заводоуправлении. На нем, кроме тех, кто вошел в состав комиссии, присутствовал директор по внутренней логистике АО «АМТ» Иван Сильченков. Проблема вновь была рассмотрена, специалисты внесли предложения для ее решения, включая установку видеокамер и приобретение толкателей. Все согласились с тем, что нужно работать в заданных направлениях. На встречах, состоявшихся в ноябре и декабре 2018 года, а также в январе и марте 2019-го, присутствовал представитель корпоративного офиса Майк Двайер, который хорошо владеет ситуацией. И хотя вопрос всегда держали на контроле, из-за ноябрьской аварии проблемы машинистов локомотивов отошли в сторону. Сейчас, когда комбинат справился с последствиями аварии, в УЖДТ все остается по-прежнему.
— Я не хочу сказать, что кто-то не работает. Все работают в своих направлениях: одни занимаются видеокамерами, другие – защитой тепловоза, но не в полной мере, — говорит Виктор Панов. — Была приобретена пленка для зашиты от раскаленного металла стекол локомотивов, на сегодня она установлена всего на один локомотив. Результатов нет. Я остаюсь при своем мнении по поводу помощников машинистов: они необходимы. После появления электротолкателей единицу можно будет сократить, людей перевести на другие должности.
Виктор Панов предлагает комиссии вновь собраться, в канун Дня охраны труда, вместе с Майком Двайером, который приедет на комбинат. Обозначить решения, сроки, назначить ответственных за выполнение лиц. Сегодня работники УЖДТ ждут изменений, но пока их только кормят обещаниями.
— Мы должны предотвращать несчастные случаи, работать на опережение. И работа по устранению озвученных выше проблем – это и есть работа на опережение, — говорит Виктор Панов. — Но мы пытаемся что-то изменить уже девять месяцев, а результата нет. К счастью, пока ничего не случилось. Но ведь случиться может в любой момент. Поэтому процесс надо ускорить.
Кира Щербакова