Работники АО «АМТ», побывавшие недавно в санатории-профилактории «Самал» пожаловались на отсутствие в нем досуга. Людям не нравится, что в санатории нет культмассового работника и, в принципе, никаких развлечений, из-за чего отдыхающим приходится веселить себя самостоятельно, правда, получается это не у всех. Были озвучены и другие жалобы, в том числе на старые ванны в номерах и отсутствие ремонта на пятом этаже главного корпуса. За комментариями мы обратились к управляющему санаторием-профилакторием «Самал» Валентине Гриневой, а вскоре посетили учреждение, где Валентина Николаевна и начальник отдела по управлению социальными объектами АО «АМТ» Аскар Салимбаев рассказали нам о «Самале» и планах по его благоустройству, а также ответили на вопросы, которые озвучили нам отдыхающие.

В начале нам рассказали небольшую предысторию, которая тесно связана с текущим состоянием учреждения. Так, два года — с 18 марта 2020-го по 1 ноября 2021-го санаторий-профилакторий «Самал» не работал по причине организации в нем ковидного госпиталя: людей в главном корпусе было много, но это были не отдыхающие, и свои основные функции санаторий выполнять не мог. Фактически, за указанный период он отработал только неполные полтора месяца, все остальное время здесь велась борьба с коронавирусом. Эти два года коллектив учреждения находился, что называется, в подвешенном состоянии. Без зарплаты, конечно, никого не оставили: медицинский персонал осуществлял смс-контроль, термометрию на проходных, трудился в здравпунктах комбината. Что касается техперсонала, то часть его находилась на территории санатория, так как котельная работала и постоянно обеспечивала бытовые условия госпиталя. Остальная часть техперсонала была временно переведена на другие объекты: в гостиницу «Нура» и в дома иностранных специалистов. Однако просто – есть простой, и кто-то из работников нашел место получше, а кто-то вовсе уехал из города. Между тем, о возвращении к нормальной работе санатория речи не велось, и у управляющего Валентины Гриневой возникли вполне обоснованные опасения, что, если так будет продолжаться и дальше, то сохранить коллектив не удастся. Учитывая, как непросто в наше время найти ответственных работников с необходимыми квалификационными знаниями и умениями, и, к тому же без вредных привычек, ситуация в случае реализации негативного сценария вырисовывалась печальная. Поэтому Валентина Николаевна стала обращаться в различные медицинские инстанции, и не без труда добилась того, чтобы санаторий вновь начал принимать отдыхающих. 1 ноября считается датой официального решения о прекращении в «Самале» деятельности ковидного госпиталя, и потребовалось еще чуть больше месяца на то, чтобы привести все в порядок. Сделать для этого нужно было немало: собрать коллектив, все перемыть, продезинфицировать, расставить по местам. Общими усилиями эти задачи выполнили, и сейчас санаторий продолжает свою привычную деятельность. Правда, активность пока небольшая: в январе, феврале и марте ежесуточное нахождение здесь отдыхающих составляет порядка 25-30 человек. В настоящее время «Самал» еще выходит на рабочий темп, и после двух лет «не работы» это достаточно нелегко.
Сейчас у руководства санатория немало планов по его благоустройству. От администрации АО «АМТ» поступило задание подготовить необходимую документацию по всем наболевшим проблемам, включая предстоящие ремонты и нехватку кадров. Для наглядности по «Самалу» даже сделали презентацию, и вышестоящее руководство в курсе всей ситуации. Директор по трудовым отношениям АО «АМТ» Куаныш Сагадат, исполнительный директор АО «АМТ» Алишер Абенов видели сегодняшнее состояние зданий, помещений и немаленькой территории, которую тоже необходимо содержать в порядке.

В настоящее время администрация учреждения серьезно занимаемся проблемными вопросами, подготавливает и обновляет сметы. Среди запланированных работ по благоустройству: покос травы, уборка территории, посадка новых деревьев и выкорчевывание старых, отживших свой век. Имеется масса планов по ремонту главного корпуса, в том числе приведение в порядок лестничных маршей, входной группы, а также третьего и пятого этажей. Много работ запланировано по котельной: можно сказать, что для санатория это объект стратегический, без него он в зимнее время просто не выживет. В каком объеме реализуются все эти планы теперь будет зависеть от выделения финансирования. Уже сейчас понятно, что суммы нужны немаленькие, и работники санатория надеются, что АО «АМТ» поможет решить все проблемы. Ведь комфорт отдыхающих — превыше всего.
Что касается лечения, на которое, кстати, мы не слышали ни одной жалобы, то планируется закуп нового медицинского оборудования. Дело это небыстрое, а сейчас ситуация усугубляется конфликтом России и Украины. Учитывая, что многие контракты идут через соседнюю с нами страну, возможны моменты, которые будут затягивать процесс приобретения.
Управляющему санаторием также предстоит набрать недостающие кадры. Сейчас прием людей осуществляется, правда, не так быстро, как хотелось бы — процедура трудоустройства на АО «АМТ» и в его подразделения достаточно длительная. Недавно был принят электромонтер, и необходим еще один. Но желающих работать за небольшую зарплату, особенно среди мужчин совсем немного.

-Мы не основной цех комбината, поэтому зарплаты у нас ниже. Несмотря на то, что они поднимаются, и были приятные бонусы в виде выплаты 13-й зарплаты и 150-ти тысяч тенге, люди получают немного, — говорит Валентина Гринева. – Электрик после всех повышений сейчас получает 120 тысяч на руки, а раньше было 90-100 тысяч. Как нормальный мужчина сможет на эти деньги содержать семью, учить детей, тем более что у многих кредиты? Конечно, невысокий уровень зарплаты людей особо не привлечет, поэтому найти кого-то непросто.
Что касается досуга, то Валентина Гринева хотела бы принять культмассового работника на постоянной основе, чтобы людям было чем заняться. На данный момент среди развлечений — бильярд, настольный теннис, уличные прогулки. Летом добавляются озеро и пляж. В корпусе также есть маленькая библиотека: книгами она пополняется благодаря отдыхающим и персоналу. Управляющий санаторием надеется, что «Самалу» поможет и профсоюз, например, окажет благотворительную помощь в виде самокатов и велосипедов, которые летом очень любят дети и внуки отдыхающих, а также в виде уличного инвентаря. Из-за постоянного нахождения в общественном пользовании он быстро ломается и требует замены, а часто покупать его само по себе накладно и проблематично.
Сегодня в санатории уверены, что все проблемные вопросы удастся решить. Главное, что на них уже обратили внимание в администрации комбината, поэтому ситуация, скорее всего, изменится к лучшему. И, возможно уже в ближайшее время.

Также мы задали управляющему санаторием-профилакторием «Самал» вопросы, ответы на которые хотели бы получить отдыхающие. Они касались условий в корпусе, их улучшения, и, конечно же, досуга.

-Будут ли заменены ванные в номерах? Работники жалуются, что они очень старые, многие выглядят неэстетично…

-Капитальный ремонт второго этажа проводился в 2009-м году, и закончился в 2010-м. Проводилась замена дверей, сантехники и так далее. После этого мы поддерживали этажи путем косметических ремонтов, которые делали собственными силами и силами Ремстройцеха. По опыту работы прошедших лет очень сложно допроситься штукатуров, так как они обслуживают все цеха комбината и постоянно заняты. Они бы и рады нам помочь, но физически не могут это сделать. Наши горничные сами поправляют косяки, потому что люди хлопают дверьми, не смотрят, есть сквозняк или нет. Даже небольшой частный дом каждый год требует ремонта, не говоря уже о таком огромном шестиэтажном здании, как у нас, которое последние два года мы не могли поддерживать, не могли даже физически зайти в корпус. Конечно, корпус требует ремонта, вложений, замены сантехники, в том числе ванн, но все это будет зависеть от объема выделенных средств.

-Работает ли диско-зал на первом этаже, и будут ли его ремонтировать?

-Зал работает, но в нем холодно. Да, мы планируем его ремонт, так как раньше он там не проводился. Кроме того, над залом находится зимний сад, который более 20-ти лет не отапливается, и из-за такого соседства температура не может быть высокой. Конечно, ремонт нужно делать капитальный, по проекту все переделывать. Несмотря на холод, есть люди, которые приходят в зал, чтобы поиграть в бильярд – так называемые особо увлеченные.

-В каком состоянии сейчас находится зимний сад? Возможно ли его восстановить?

-Зимний сад не работает очень давно. Когда я пришла в санаторий в 2009-м году, он уже был закрытым. Если его и можно восстановить, то для этого необходимо очень много средств. Так что, скорее всего, зимний сад уже не откроется.

-Некоторые люди задавали вопрос, нет ли угрозы заразиться коронавирусом, находясь в санатории, так как раньше здесь находился ковидный госпиталь? (редакция считает такие опасения безосновательными, но ответить на вопрос мы должны).

-После того, как было принято решение о прекращении в нашем санатории работы ковидного госпиталя, медицинские работники городской больницы провели полную санобработку здания. Кроме того, когда мы зашли в корпус, мы сами здесь все обрабатывали, чистили, мыли с дезинфицирующими средствами. Мы возили в санэпидемстанцию весь наш постельный инвентарь, матрасы, подушки, одеяла. Все это было обработано – «прожарено» в специальной камере, и при воздействии очень высоких температур ни один вирус не имеет никакого шанса остаться в живых. Так что нахождение в «Самале» полностью безопасно для отдыхающих.

-Планируется ли обновление тренажеров в тренажерном зале? По словам работников, все имеющиеся сейчас тренажеры, кроме штанги и беговой дорожки, сломаны…

-Мы хотим установить новый большо тренажер – так называемый комбайн, но наш тренажерный зал очень маленький. Будем надеяться, что там останется место для этого.

Вместе с Валентиной Гриневой и Аскаром Салимбаевым мы осмотрели лечебное отделение, тренажерный зал и небольшую библиотеку. Впечатления остались, в целом, положительные. Мы также надеемся, что все проблемные вопросы, в том числе вопрос организации досуга, при поддержке администрации АО «АМТ» удастся решить, и нахождение в санатории будет для отдыхающих не только полезным, но и интересным, а условия в корпусе станут еще лучше, чем они есть сейчас.

Кира Щербакова



«Лечение хорошее, но заняться нечем»