10 января, через два месяца после аварии на технологических трубопроводах АО «АМТ», прошла пресс-конференция, на которой были озвучены результаты работы комиссии по расследованию причин случившегося. Основными спикерами выступили заместитель руководителя Департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК, заместитель председателя комиссии Кенгирбай Есенеев и исполнительный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Вадим Басин. В пресс-конференции приняли участие председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин, представители департамента, акимата города и члены комиссии.

В первой части пресс-конференции Кенгирбай Есенеев зачитал текст Акта специального расследования группового несчастного случая, произошедшего вследствие аварии 10 ноября 2018 года в 19-40 с четырьмя работниками конвертерного цеха АО «АМТ». Затем свои вопросы задавали журналисты: о том, можно ли было избежать аварии и что для этого было необходимо.

Аварии предшествовал ряд неблагоприятных факторов

«Магнитка плюс» публикует выдержки из акта расследования об обстоятельствах, складывающихся к моменту аварии 10 ноября. Согласно этому документу, ей предшествовал целый ряд неблагоприятных факторов.
«6 ноября конвертерный цех испытал ограничение по поступлению чугуна из доменного цеха в связи со снижением производства чугуна на доменной печи №3 (это было вызвано неисправностями оборудования печи — авт). 8 ноября доменная печь была выведена на капремонт.
7 ноября на плановый капремонт остановлен конвертер №1. Таким образом, цех работал в составе двух конвертеров и фактическое производство составляло до 30 плавок в сутки (плановое производство каждого конвертера – 15 плавок в сутки). Фактическое потребление азота и кислорода высокого давления в этих условиях снижается на треть. Но от ответственного персонала АО «АМТ» персоналу ТОО «Линде Газ Казахстан» (далее – «Линде») не поступало никаких указаний по снижению производства кислорода и азота высокого давления, как это обычно делают в подобных ситуациях. До момента аварии «Линде» продолжало подачу продуктов разделения воздуха в трубопроводы кислородного цеха АО «АМТ» для обеспечения производства стали тремя конвертерами, хотя фактически в работе оставалось два».
Схемой защиты блока разделения воздуха «Линде» предусмотрены клапаны сброса кислорода и азота высокого давления в атмосферу для защиты от превышения давления в блоках разделения воздуха — в ситуациях, когда конвертерный цех не берет кислород или азот, а блоки разделения воздуха продолжают работать и подавать эти продукты в трубопроводы. Комиссией был проведен подробный анализ срабатывания клапанов, подсчитано количество срабатывания клапанов по кислороду: в августе – 26 раз, в сентябре – 50, в октябре — 56, с 1 по 5 ноября – 1, с 6 по 10 ноября – 60 раз; по азоту: август – 70, сентябрь – 34, октябрь – 11, с 1 по 5 ноября – 2, с 6 по 10 ноября – 86 раз.
— При сбалансированном производстве частота срабатывания клапанов не превышает величины 1,4 — 1,25 в сутки. Но в течение пяти дней, предшествующих аварии, средняя величина срабатывания клапанов по кислороду составила 12 раз, по азоту – 17. Взаимодействие между техническими службами АО «АМТ» и «Линде» в данной ситуации было крайне неудовлетворительное, — сказал Кенгирбай Есенеев. — Операторы «Линде» в пункте управления блока разделения воздуха не могли не видеть резкого увеличения числа срабатывания клапанов, при которых порядка 30% азота и кислорода сбрасывались в атмосферу, а сами трубопроводы испытывали многочисленные нагрузки, вызванные колебаниями расхода и достижением давления азота и кислорода величин срабатывания клапанов – с 6 ноября до момента аварии. Так как блок разделения воздуха «Линде» работал с полной производительностью только на два конвертера, частая работа клапанов приводила к частым колебаниям расхода кислорода и азота и увеличению давления в трубопроводах. А от технологического персонала «Линде» не было никаких рекомендаций и указаний персоналу АО «АМТ» по приведению производства и потребления азота и кислорода высокого давления к сбалансированному режиму.
9 ноября АО «АМТ» согласовывает остановку блока разделения воздуха «Линде» для настройки работы клапана, который необходим для поддержания уровня жидкости в ректификационных колоннах блока разделения воздуха. Этот клапан работал в ручном режиме с 6 ноября. Остановка была необходима для восстановления его работы в автоматическом режиме. Ремонт продолжался до 13-00 9 ноября. После этого блок разделения воздуха был введен в работу. Далее колебания давления и расхода не наблюдались до 22-00 9 ноября. Затем клапаны по кислороду и по азоту начали срабатывать часто, вследствие чего появились частые колебания расхода и увеличение давления в кислородопроводе и азотопроводе высокого давления, которые продолжаются до момента аварии 10 ноября.
Таким образом, даже после повторного запуска блока разделения воздуха «Линде» после ремонта 9 ноября конвертерный цех и Отдел главного энергетика АО «АМТ» не заявляют о снижении производительности блока разделения воздуха, работая на двух конвертерах, а «Линде» продолжает поставку продуктов разделения воздуха в полном объеме, зная и видя частое срабатывание клапанов и колебание давления в трубопроводах.

Развитие событий

Согласно акту расследования, 10 ноября в 19-38 происходит разрушение отвода на участке кислородопровода высокого давления по телу металла отвода и по сварному соединению с прямолинейных участков трубы (это самый поврежденный участок трубопровода, находящийся в эпицентре аварии, в зоне самых больших разрушений). Разрушение этого участка характеризуется радиальным раскрытием трубы отвода кислородопровода высокого давления с сильным изгибом стенок на внешние стороны. Анализ металла отвода показал, что он изготовлен из марки стали 20 — ГОСТ 1050-84 (сталь-20), применение которой на кислородопроводе высокого давления с указанными параметрами давления диаметром 720 мм запрещено. Этот участок трубопровода был смонтирован в 2003 году во время строительства машины непрерывной разливки стали при переносе части трассы трубопровода.
Кенгирбай Есенеев назвал еще один неблагоприятный фактор: температура воздуха с 9 на 10 ноября снизилась с 0 до 18 градусов, а это отрицательно влияет на прочность стали. Затем зампредседателя комиссии зачитал информацию о развитии аварии: «кислород сильным потоком идет из оборванного трубопровода, трубопровод деформирует и разрушает конструкции эстакады и участок трубопровода азота высокого давления, расположенный на одном уровне с ним. При этом разрушающая сила уже двух поврежденных трубопроводов становится в два раза больше».
— Как видно из дальнейшего развития событий, в течение 20-30 секунд были разрушены трубопроводы на участке 2,3 км, то есть, развитие аварии шло со скоростью 80 – 100 метров в секунду, — сообщил спикер. — В течение этого времени блок разделения воздуха «Линде» продолжал работать и подавать кислород и азот высокого давления. Более того, не справляясь с резким понижением давления, автоматика блока подключала системы подачи кислорода из резервной емкости, тем самым усугубляя ситуацию. При автоматическом отключении блоков разделения воздуха в этой ситуации авария была бы локализована, а ее последствия минимальны.

Комиссия признала 100% вины работодателя в групповом несчастном случае, произошедшем в результате аварии, и 0% вины работников.

«Производство блока надо было снизить минимум на 30%»

Во второй части пресс-конференции спикеры ответили на вопросы журналистов.
— Получат ли пострадавшие работники компенсации? Как авария сказалась на зарплате металлургов? — спросили представители СМИ.
— Пострадавшим оказана медицинская помощь, помощь согласно Коллективному договору, возмещен ущерб за испорченные вещи. Что касается заработной платы, согласно Коллективному договору премия за отгрузку готового проката выплачивается в размере 10%. По итогам ноября и декабря премию мы не получили. Остальная премиальная часть – 15% за выполнение требований ТБ — выплачена в полном объеме, — ответил Виктор Щетинин.
— Несмотря на то, что комбинат не работал, были проведены текущие и капитальные ремонты, продолжены работы по инвестпроектам, ни один человек не был отправлен в отпуск, все получили зарплату за исключением премии за отгрузку, потому что ее как таковой не было и до сих пор нет. Все работы по ликвидации последствий аварии, которые были выполнены сверхурочно, оплачены, — отметил Вадим Басин.
— Проводятся ли проверки АО «АМТ» на предмет соблюдения требований промбезопасности? Могли ли выявленные нарушения стать следствием того, что произошло (в ноябре 2018 – авт.)?
— Последняя проверка, которая проводилась по особому порядку, была в 2017 году. По ее результатам вынесены штрафы, материалы переданы в суд (на приостановку техустройств и оборудования объектов предприятия). В 2018 году была проведена проверка по прокурорскому запросу, наши специалисты принимали в ней участие. Выявлено 204 нарушения, по ним наложены административный штрафы, — ответил Кенгирбай Есенеев. – Что касается трубопроводов, мы их не проверяли. Проверки проводятся в рамках предпринимательского кодекса, согласно проверочным листам, и в них нет вопросов проверки по технологическим трубопроводам.
— Можно ли было избежать этой аварии?
— Подобные ситуации на производстве случаются нередко, поэтому мы и говорим о том, что необходимо четкое взаимодействие служб, — ответил Вадим Басин. — По тем данным, которые есть у комиссии, 30 — 40 % производимого азота и кислорода с 6 по 10 ноября выбрасывались в атмосферу. Производство блока надо было снизить минимум на 30%. Такие блоки (как у «Линде») позволяют регулировать выход продуктов разделения воздуха и снижать производство вполовину. Но, слабое место, конечно бы, осталось — отводы, которые могли бы не выдержать условий, возникших в той ситуации.
— Определен ли круг лиц, виновных в аварии, и кто они?
— Это работники АО «АМТ», восемь человек: начиная с начальника кислородного цеха, заканчивая исполнительным директором.
— Почему в списках нет работников «Линде»?
— Наши отношения с ТОО «Линде Газ Казахстан» регулируются контрактом, поэтому мы их не указываем, — ответил Вадим Басин.

По информации пресс-службы АО «АМТ», на сегодня аглопроизводство работает двумя машинами из трех, производство агломерата составляет 10500 тонн в сутки. Доменный цех работает двумя доменными печами, третья находится на раздувке, производство составляет 4,5 тысячи тонн чугуна в сутки. Конвертерный цех работает двумя конвертерами, производство по выплавке и разливке – 15 плавок в сутки. К концу января — началу февраля комбинат планирует выйти на плановые показатели.

Наталья Прончатова

Материалы расследования причин ноябрьской аварии изложены в семи томах