14 и 15 января преподаватели учебного центра «Самрук Казына» на базе ОРОП провели обучение для членов согласительных комиссий на тему «Профилактика и разрешение трудовых конфликтов». Обучение прошли и четыре представителя профсоюза «Жактау», которые поделились своими мнениями о работе лекторов и полученных знаниях.
— 14 января состоялся семинар на тему «Индивидуальные трудовые споры». В основном, он был посвящен анализу статей Трудового кодекса РК, касающихся согласительной комиссии, а также статье кодекса № 52 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». Но так как мы достаточно долго являемся членами согласительной комиссии, и у нас уже сложилась определенная практика в рассмотрении индивидуальных трудовых споров, в разработке соглашения по созданию согласительной комиссии, то наш диалог с лектором в процессе семинара получился очень конструктивным и деловым. Что-то новое узнавали мы, чем-то делились с преподавателем из своей практики, где-то отстаивали свое видение вопроса и собственное мнение. 15 января лектором Казахстанского центра медиации был проведен тренинг на тему «Переговоры для членов согласительной комиссии». В процессе тренинга мы решали задачи, обыгрывали различные ситуации. Нам были даны определения, какие типы вопросов лучше всего задавать заявителю на согласительной комиссии, чтобы он смог правильно объяснить, что побудило его написать заявление в комиссию, для чего он пришел и какой желает получить результат. Также мы познакомились с понятием «манипуляция», узнали, какие ее виды существуют, и научились понимать, манипулирует человек в данной ситуации или нет. В общем, учеба мне понравилась. За эти два дня я узнала много интересного, познавательного и полезного для работы. Считаю, что учиться необходимо. Это не только расширяет кругозор, но и дает знания, которые можно и нужно применять на практике.
— Во время обучения прорабатывались юридические аспекты работы согласительной комиссии. Нам напомнили, как образуется комиссия, как она выносит решения. Мы ознакомились с типовыми положениями работы согласительной комиссии, а также с опытом работы других комиссий. Об этом рассказывали преподаватели-практики, имеющие большой опыт участия в работе конфликтных комиссий, комиссий по примирению и прочих. Считаю, что главной ценностью занятий стала возможность этот опыт перенять.
Не всегда мы были согласны с предложениями преподавателей. Это связано с юридическими тонкостями, так как работа согласительной комиссии регламентирована типовым положением, которое сама комиссия и разрабатывает. В Трудовом кодексе определены только основные моменты: юридически определяется стратегия работы комиссии, а все тактические решения отданы на откуп самой комиссии. Поэтому, когда во время занятий нам что-то предлагали, мы спрашивали: «На какой нормативный документ вы опираетесь?» Иногда мы исходили из собственного представления, объясняли, что именно для нас неприемлемо и по каким причинам. Но, считаю, это абсолютно нормальная практика, и преподаватели отмечали, что для каждого региона Казахстана характерен свой менталитет, при котором понимание тех или иных вопросов, работа специалистов отличаются.
Понравились мне занятия, которые проводила преподаватель-психолог. У нее большой опыт, она знакома на практике с более сложными вещами, чем работа согласительной комиссии в разрезе рассмотрения индивидуальных трудовых договоров. Она принимала участие в событиях, произошедших в Беслане, в событиях «Норд-Оста», а также в различных переговорных процессах, регулирующих финансовые аспекты. Понравилось освещение психологических аспектов взаимодействия в группе. Хочу отметить, что в последнее время у нас слаженный коллектив согласительной комиссии. Думаю, что и в дальнейшем мы будем работать с максимальным эффектом.
— Для меня, как для начинающего члена согласительной комиссии, обучение было плодотворным. Я многое познал, сделал для себя определенные выводы, приобрел полезные навыки. Очень интересным был второй день обучения. Нас учили вести диалог с теми, кто подал заявления в согласительную комиссию, знакомили с тем, какие есть стили переговоров, объясняли, что такое медиация и для чего она необходима. Думаю, что та информация, которую я почерпнул во время занятий, будет полезна мне в дальнейшем.
— В первый день обучения семинар проводила очень грамотный преподаватель, но почему-то все было направлено на то, как работодателю можно уволить человека без последствий, что для этого нужно сделать, какие статьи применить. Но и отсюда можно почерпнуть немало полезного. Если мы знаем, как работника могут уволить, мы будем знать, что этому противопоставить. Лично мне второй день обучения понравился больше. Понравилась сама обстановка и то, что занятие проводилось в форме свободной беседы. Но это только видимость, а на самом деле преподаватель направляла участников семинара в нужное русло. Видно, что она мастер своего дела.
Кира Щербакова