Проблема прохождения работниками комбината профосмотра – одна из самых наболевших на АО «АМТ». Пытаясь ее решить, была сменена медицинская организация, менялись и места проведения обследований. Вот только лучше, к сожалению, не стало, и 2022-й год вновь начался с многочисленных жалоб. Каковы их причины – в этом попыталась разобраться редакция газеты «Магнитка плюс».
«Посмотрел, сколько народа, и даже не стал заходить»
Больше всего жалоб, как и прежде, вызывают большие очереди. По словам работников, в них они простаивают часами, и у многих медицинское обследование занимает не один день, а несколько. Об этом рассказали люди, опрошенные нами во время выезда в здание миниполиклиники, на первом этаже которой сегодня проходит профосмотр. Сразу отметим, длинные очереди – далеко не единственная причина недовольства. На профосмотр мы пришли в третий раз. Сразу всех специалистов пройти не смогли – очень большие очереди, — говорит работница АГП. — Первый раз сидели два с половиной часа, второй раз столько же. И сегодня будем дожидаться возле кабинета терапевта часа полтора как минимум. ЭКГ я прошла платно в мини-поликлинике за 400 тенге. Выбирая между временем и ценой, решила, что лучше заплатить.
-На профосмотр мы идем по своему графику: как написано, что работники ДСФ проходят в первых числах февраля, так и пришли, а тут такие столпотворения! Я работаю посменно, и трачу свое свободное время. Пришла после ночной смены, и сегодня еще спокойно. Первые дни вообще было нечто.
Первый раз я пришел на профосмотр после ночной смены. Открыл дверь, посмотрел, и даже заходить не стал: народу было столько, что не продохнуть. Развернулся и пошел домой, — добавляет сидящий рядом работник АГП. – Когда в прошлом году врачи приезжали к нам на здравпункт, мы прошли профосмотр за один день. А здесь такие очереди, что у людей от них давление поднимается, и с высоким давлением мы потом идем к терапевту. Ничего нормального для людей сделать не могут – одни проблемы!
-Сегодня еще более или менее, а до этого были огромные очереди. Мы сфотографировали одну такую, показали фотографию председателю профкома, — говорит работница АГП. – Талонов дают мало, на анализ крови – по 70 в день: 35 до обеда, и 35 после. Это вообще ни о чем, если учесть, сколько народа сюда приходит.
На прием к терапевту в день положено еще меньше талонов: 60, из них 30 до обеда и 30 после. При этом, чаще всего мы слышим жалобы на большую очередь именно к терапевту. Так было и раньше, когда профосмотр проводился в поликлинике № 1. Работники надеялись, что смена услугодателя – медицинской организации поможет решить многие проблемы, но, как оказалось, меньше их не стало.
Вызывает жалобы пациенток и прием гинеколога: в его кабинете отсутствует гинекологическое кресло (!). Поэтому осмотр не проводится. Врач задает женщинам вопросы о состоянии их здоровья, интересуется, есть ли жалобы, были ли операции, и записывает со слов. Признаться, узнав об отсутствии кресла, мы сильно удивились, потому что раньше ни о чем подобном не слышали. Тем более что на комбинате немало женщин, работающих во вредных условиях, что может отрицательно отражаться на их женском здоровье. Так что описанный прием специалиста, на наш взгляд, какой-то несерьезный. Такого же мнения придерживаются и те, с кем нам удалось поговорить.
-Осмотра не было, была беседа. Но мне не 15 лет, со мной беседовать не надо. Для чего я время потеряла в очереди? Кроме того, гинеколог приезжает всего два раза в неделю: по вторникам и пятницам, а женщин ведь немало! – возмущается работница АГП.
Кроме работников АГП, профосмотр сейчас проходят работники КХП, и достаточно узкий коридор между кабинетами, в котором люди дожидаются своей очереди к специалистам, при большом скоплении народа с трудом способен вместить всех пришедших. Гардероба нет, поэтому работникам приходится либо находиться в одежде, либо держать ее в руках, что очень неудобно. И хотя для ожидания имеется примыкающий к коридору просторный вестибюль, люди предпочитают в нем не сидеть, ведь так можно потерять свою очередь. Пройти специалистов все хотят как можно быстрее, вот только получается это далеко не всегда.
Очереди есть не только к врачам. Так, если раньше направление на профосмотр выдавалось на здравпунктах, то теперь его нужно получать непосредственно по месту прохождения. Прежде чем сдать в лабораторию мочу, нужно опять же подойти к стойке на ресепшен. А вот медработник там всего один.
«Прохождение профосмотра нужно регулировать»
За комментариями по вопросам прохождения профосмотра мы обратились к начальнику Управления по медицинским вопросам АО «АМТ» Александру Окуневу. Как стало ясно из его слов, причина больших очередей – в несоблюдении работниками графика прохождения.
-Люди не соблюдают график. Я приезжаю на работу в 20 минут восьмого, и уже стоит много людей, а профосмотр начинается с 9-ти утра! – говорит Александр Окунев. – Один человек приходит с ночной смены, и занимает очередь на всю бригаду. Эти люди потом подходят, начинается ругань. Я как могу это регулировать? Это должен регулировать руководитель подразделения, профком должен подключаться. На профосмотре есть старший фельдшер, он контролирует очередь. Есть специальное помещение, где можно дожидаться своей очереди. А они соберутся все вместе и толпятся, дышат друг на друга. Масочный режим не соблюдают, когда им делают замечания – воспринимают в штыки. Что за поведение такое?
Вопрос несоблюдения работниками графика при прохождении профосмотра ранее поднимался на комбинате не единожды. И число работников, приходящих каждый день на профосмотр, во многих подразделениях действительно не регулируется. Люди предпочитают проходить обследования так, как им удобнее, не думая о том, что могут создать столпотворение, а занять очередь для всей бригады – «святое дело» чуть ли не для каждого, тем более если коллеги об этом просят. По словам Александра Окунева, именно для того, чтобы урегулировать очередь, работникам перестали выдавать направления на здравпунктах. И это, в свою очередь, вызвало новые нарекания.
-Я предлагал руководителям АГП и КХП: дайте нам списки работников по цехам, мы сами будем регулировать: сколько людей идет сегодня, сколько — завтра, — говорит Александр Окунев. – Хотя было бы лучше, если бы эту задачу взяли на себя руководители цехов, потому что мы не знаем, кто на больничном, кто подменился, нам в этом плане сложно. Наша задача – организовать профосмотр, что мы и сделали. Все специалисты есть, помещение тоже есть – мы освободили первый этаж здания стоматологии. А вот ответственность за своих людей несут руководители подразделений. Понимаю, что им некогда, что у них много других вопросов, которые необходимо решать. Но в таком случае нужно делегировать кому-то вопрос прохождения профосмотра, иначе ничего хорошего не получится. И если бы часть работников приходила с утра, а вторая часть – после обеда, не было бы такой толкучки.
Проблему очередей сейчас пытаются решить на коксохимпроизводстве: там составляют пофамильные списки работников на каждый день проведения профосмотра, и отправляют людей для его прохождения. Правда, такая практика распространена далеко не во всех подразделениях.
Мы задали руководителю УМВ вопрос: не маловато ли выдается талонов к терапевту? (по словам председателей профкомов, ранее в день выдавалось еще меньше талонов – 40. После того, как профсоюз поднял этот вопрос, их количество увеличили до 60-ти). Александр Окунев ответил, что большее число людей терапевт не сможет принять физически, и это необходимо учитывать. Между тем, выделение второго терапевта не планируется, хотя председатели уже озвучивали такое предложение. Сейчас профосмотр проходят два очень крупных подразделения, и, если исходить из числа пациентов, которых за один день может принять терапевт, то ежедневно отправлять должны не более 60-человек. Хотя на самом деле людей должно быть больше, учитывая большую численность работающих в этих подразделениях.
Что касается отсутствия гинекологического кресла, то Александр Юрьевич пообещал поднять этот вопрос. Медицинская организация, предоставляющая комбината услугу профосмотра – ТОО «Гиппократ» — должна была его привезти, но по факту этого почему-то не было сделано.
Рассказал Александр Окунев и о поведении некоторых работников во время прохождения профосмотра. Признаться, оно нас возмутило, и мы считаем, что такие действия ничто не оправдывает, включая большие очереди и вызывающие нарекания условия:
-Три тысячи бахил на неделю не хватило. Люди берут их охапками, рассовывают по карманам. Это какой-то нонсенс! (бахилы без пластикового контейнера можно купить в аптеках за 15 тенге – ред.). Были вопросы по очереди на кардиограмму. Я перенес ее в здравпункт фасонолитейного цеха, там же проводят спирографию. Идут прямо в бахилах по улице на кардиограмму, заходят в них в помещение. На выходе с профосмотра установлены контейнеры для использованных бахил. Они бросают их на улице, ветер все разносит. Мой работник, который должен заниматься другими делами, по десять раз на улицу выходит, собирает бахилы. Анализ мочи делается экспресс-методом. Работникам говорят: «Ребята! Зайдите, пожалуйста, в туалет, вылейте в унитаз свои биологические среды». Установлен специальный бак для использованных емкостей. А они возьмут, демонстративно поставят наполненный контейнер в коридоре, а потом кто-то должен за ними это убирать. У меня нет такого количество людей, чтобы они, как солдаты, следили за порядком. И моих работников на профосмотре матерят, и между собой ругаются. Мы все люди, так же нельзя. Параграф
Мы надеемся, что ситуацию с прохождением профосмотра все же удастся изменить к лучшему. Тем более что возникли многие проблемы не вчера, а работники крупного металлургического предприятия имеют право на то, чтобы заботиться о своем здоровье без длинных очередей, ругани и нервотрепки.
Кира Щербакова